15:30, 29 квітня 2020 р.
Микроавтобус "Старт" - легендарное творение северодонецких автомехаников
Микроавтобус "Старт" известен не каждому автомобилисту. Хотя многие наверняка его видели в кино. Этот уникальный аппарат снялся сразу в нескольких фильмах, а самый известный из них — "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Но многие могут и не знать, что "Старт" — был создан на Северодонецкой авторемонтной базе. К сожалению, он так и остался дорогим автомобилем, который не пустили в серийное производство.
18 декабря 1963 года в газете "Правда" была опубликована небольшая заметка о создании нового микроавтобуса "Старт" со стеклопластиковым кузовом, которая во многом перевернула представления о возможностях применения пластика в массовом автомобилестроении. Несмотря на значительный вклад в развитие промышленности региона, проект, спустя короткое время был закрыт, поэтому история создания автомобиля обросла слухами и домыслами.
В 1950-е годы Луганская (она же – Ворошиловградская) область переживала период интенсивного развития. Вокруг Северодонецка образовывался кластер химического производства. Вместе с промышленными предприятиями в регионе развивалась научная база, работало Опытно-конструкторское бюро синтетических продуктов ОКБСП, где занимались, в числе прочего, стеклопластиком.
С другой стороны, на волне индустриализации развивалась и местная автомобильная отрасль, одним из подразделений которой была Северодонецкая авторемонтная база (САРБ) – крупное предприятие, где совершали капитальные ремонты автомобилей. В областном руководстве нашлись люди, которые загорелись идеей производства автомобилей из нового тогда материала – стеклопластика. На САРБ был создан конструкторский отдел, который подхватил недавно объявленный в государстве курс на широкое внедрение в промышленности пластмасс.
Смычка производственников и науки привела к выпуску в 1963 г. опытного образца микроавтобуса "Старт", базирующегося на агрегатах "Волги" ГАЗ-21. Новый автомобиль покорил всех, прежде всего своей неординарной внешностью и светлым, просторным интерьером. Дизайнер "Старта" Юрий Андрос вдохновлялся детройтским барокко, веяния которого принесла в страну памятная Американская национальная выставка в Сокольниках 1959 года. Буквально через год вычурный аэростиль начал выходить из моды, но советских граждан это не волновало: на улицах "Старт" выглядел нарядно и нестандартно вплоть до конца эксплуатации самых живучих экземпляров в конце 1980-х.
Угадали авторы проекта и с классом автомобиля, поскольку с микроавтобусами тогда была напряженка – РАФ-977 и УАЗ-450 выпускалось мало. Дизайн "Старта" в начале 1963-го года согласовывали с руководителями автомобильной отрасли Донбасса и с обкомом партии, а первый опытный образец представили в Кремле. Машина получила всеобщее одобрение, в том числе и лично от лидера государства Никиты Хрущева. Но самое главное, что по итогам такой "госприемки" заводчанам выделили 50 машинокомплектов "Волги" для сборки целой серии "Стартов".
Так в январе 1964 г. авторемонтное предприятие стало автопроизводителем. Распределялась новая машина поштучно: в качестве "персоналок" руководителям больший предприятий, в министерства, в телерадиостудии, в маршрутные такси и автопарки местных заводов. Один из первых образцов подарили тогдашнему руководителю Украины Петру Шелесту, который уже в Киеве доукомплектовал машину спецсвязью и использовал как персональный автомобиль. Экземпляр, распределенный на Ялтинскую киностудию, был увековечен в комедии "Кавказская пленница".
Интересно, что кроме Северодонецка (около 100 машин), "Старты" производились также в Донецке – на автобазе "Главдонбасстрой" (около 10 единиц), и в Луганске – на местном автосборочном заводе ЛАСЗ (около 20 штук)
Машина была хороша во всем, кроме вопроса технологичности производства. Изготовление стеклопластиковых деталей очень сложно автоматизировать, эта технология пригодна именно для производства малых серий. Для выклейки стеклопластикового кузова в Северодонецке изготовили матрицу – огромную форму в натуральный размер машины. Она представляла собой скорлупу, снятую с гипсового макета (мастер-модели), один в один повторяющего внешние поверхности микроавтобуса.
Таким образом, выклейка кузова производилась изнутри матрицы – лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидной смолой, укладывались вручную на ее внутреннюю поверхность, причем в несколько слоев. После полимеризации смолы матрица разбиралась и снималась, подобно яичной скорлупе – и миру представал очередной стеклопластиковый кузов. Его красили, вставляли стекла, комплектовали оборудованием и водружали на раму с "волговскими" агрегатами.
Матрица, по причине трудоемкости, была создана всего одна, и выклейка каждого кузова в ней занимала несколько суток. К слову, по подобной технологии выклеивали и кузов американской легенды – Chevrolet Corvette первых поколений – и тираж этой модели также был весьма скромен.
Но все же главная проблема "Старта" была в проблемах с поставками агрегатов с ГАЗа – готовые "Волги" потребители расхватывали на ура и делиться с кем-то узлами и агрегатами смысла не было. Пока на Донбассе могли доставать комплекты подвесок и силовых агрегатов, микроавтобусы производили, но со временем все источники машинокомплектов иссякли и производство остановилось.
В октябре 1965 года производство перешло в подчинение Москвы. Но поскольку речь шла о решении государсвенного масштаба, необходимо было подтвердить целесообразность производства, и для этого требовались официальные испытания. Два "Старта" под заводскими номерами "27" и "37" прибыли в лабораторию испытаний автобусов на автополигон НАМИ. Этим двум микроавтобусам предстояло пройти обкатку и комплекс лабораторно-дорожных исследований на полигоне, а также поработать маршрутными такси в Москве. По результатам исследований оказалось, что с государственной точки зрения "революционный" "Старт" никаких преимуществ перед РАФом не имел. И вопреки расхожему мнению, причудливая конфигурация кузова не обеспечивала хорошую аэродинамику, а наоборот, увеличивала сопротивление воздуха. Таким образом, после всех испытаний, государство не нашло причины, чтобы взять производство "Стартов" под свою опеку и планово его поддерживать.
Но главной причиной, по словам создателей машины, стала зависть "обделенных лаврами славы" руководителей заводов и НИИ автопрома, которые всячески пытались вставлять палки в колеса, чтобы не допустить реализации проекта, в котором они оказались не у дел. Но мелкосерийное производство Северодонецку никто не запрещал. После испытаний "Старты" ещё собирались пару лет, а потом производство сошло на нет.
Интересно, что несмотря на малое количество выпущенных машин, на сегодняшний день известно примерно о десяти сохранившихся экземплярах, в том числе как минимум один в Украине. От полного вымирания стеклопластиковые "Старты" спасло то, что даже будучи брошенными, они не сгнивали, как их стальные сородичи, а просто теряли цвет и блестящую облицовку. А значит, профессиональные реставраторы могли восстановить уникальные машины. Что, к счастью, и было сделано – в том числе и в лучших отечественных мастерских.
Интересные материалы о истории Северодонецка вы также можете прочитать перейдя по ссылкам
Интересные факты о Северодонецке
Валентин Пухальский - архитектурный творец Северодонецка
История улиц Северодонецка. Часть 1
История улиц Северодонецка. Часть 2
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
18:00
10 грудня
09:00
10 грудня
23:00
9 грудня
live comments feed...