Сделано в Северодонецке: 5 изобретений местных жителей, о которых вы могли не знать

Так сложилось, что у тех, кто слышит о Северодонецке, сразу возникает определенный стереотип: Северодонецк - это город химиков. Те, кто больше знаком с историей города,часто называют Северодонецк - центром спортивных достижений Луганщины. Оба мнения верные, но абсолютно несправедливо считать, что Северодонецк получал небывалые успехи только в сфере химической промышленности и спортивной жизни. Прославили город и различные изобретения. К тому же, несмотря на свой относительно юный возраст, Северодонецк буквально со дня основания начал притягивать неординарных одаренных людей со всех концов страны и из-за рубежа. О 5 изобретениях северодончан, от зарождения до современности, от научной деятельности до предпринимательства мы расскажем сегодня.

Микроавтобус «Старт»

Микроавтобус "Старт" известен не каждому автомобилисту. Хотя многие наверняка его видели в кино. Этот уникальный аппарат снялся сразу в нескольких фильмах, а самый известный из них — "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1950-е годы Луганская (она же – Ворошиловградская) область переживала период интенсивного развития. На волне индустриализации развивалась и местная автомобильная отрасль, одним из подразделений которой была Северодонецкая авторемонтная база (САРБ) – крупное предприятие, где совершали капитальные ремонты автомобилей. В областном руководстве нашлись люди, которые загорелись идеей производства автомобилей из нового тогда материала – стеклопластика. На САРБ был создан конструкторский отдел, который подхватил недавно объявленный в государстве курс на широкое внедрение в промышленности пластмасс.

Смычка производственников и науки привела к выпуску в 1963 опытного образца микроавтобуса "Старт", базирующегося на агрегатах "Волги" ГАЗ-21. Новый автомобиль покорил всех, прежде всего своей неординарной внешностью и светлым, просторным интерьером.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Машина была хороша во всем, кроме вопроса технологичности производства. Изготовление стеклопластиковых деталей очень сложно автоматизировать, эта технология пригодна именно для производства малых серий. Для выклейки стеклопластикового кузова в Северодонецке изготовили матрицу – огромную форму в натуральный размер машины. Она представляла собой скорлупу, снятую с гипсового макета (мастер-модели), один в один повторяющего внешние поверхности микроавтобуса.

Таким образом, выклейка кузова производилась изнутри матрицы – лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидной смолой, укладывались вручную на ее внутреннюю поверхность, причем в несколько слоев. После полимеризации смолы матрица разбиралась и снималась, подобно яичной скорлупе – и миру представал очередной стеклопластиковый кузов. Его красили, вставляли стекла, комплектовали оборудованием и водружали на раму с "волговскими" агрегатами.

Двухпроцессорная машина АСВТ М-7000

Двухпроцессорная машина сделала возможной работу автоматизированной системы управления, и обеспечение Олимпийских игр в 1980 году. Создана она была на НПО «Импульс».

При разработке комплекса М-7000, наследовавшего область применения предыдущей модели М-6000, с целью повышения надёжности работы была реализована идея двухпроцессорной организации центрального вычислителя. Идея мультипроцессорности родилась в начале 1970-х и была реализована во всех последующих разработках НПО «Импульс». Высокая надёжность таких программно-технических комплексов позволяла использовать их для прямого управления даже такими важными и опасными объектами, как атомные энергоблоки.

Именно эти обстоятельства позволили НПО «Импульс» принять участие в работах по созданию электронной системы судейства Олимпийских игр в Москве. Проектирование, поставка оборудования, монтаж и наладка были обеспечены в установленные сроки. К началу Олимпиады была создана многомашинная распределённая система судейства соревнованиями, эффективно работавшая в период Олимпийских игр с высокой надёжностью.

Фото: НПО Импульс
Фото: НПО Импульс

В перечень задач, которые должна была решить созданная при участии северодончан аппаратура, входило планирование организационно-технических мероприятий и оперативный контроль за их выполнением, учет финансовых операций, связанных с выпуском изделий с олимпийской символикой, контроль за поступлением внутренних доходов от их реализации, учет кадров, распределение билетов, размещение зрителей, учет незанятых мест на стадионах, расчет заработной платы, и расчетов, существующих в оргкомитете, для всего персонала. Кроме того, система проводила аккредитацию участников олимпийских команд.

В период конца 70-х также создаются модели СМ-1, СМ-2, СМ-1634, СМ-1210 для первичной переработки информации.

Промышленностью было поставлено на объекты около 17 тыс. новых комплексов, из которых более 10 тыс. были использованы в системах управления процессами. Наиболее широко эта техника была использована в системах энергетического и военного назначения. Достаточно сказать, что только на космодроме Байконур использовалось более 100 упомянутых комплексов.

Фото: НПО Импульс
Фото: НПО Импульс

Портативная игра «Ну, погоди!»

В конце 80х-начале 90х эту игру считали настоящим прорывом. Выпуск игры начался в 1984 году на Северодонецком приборостроительном заводе.

Правила игры: яйца скатываются с четырех сторон, пока игрок, управляя волком, ловит яйца в корзину. За каждое пойманное яйцо начисляется одно очко, за каждое разбитое - штрафное очко. Когда игрок набирает три штрафных очка - игра заканчивается. Играть можно на четырех уровнях сложности, которые зависят от количества пойманных яиц, чем больше поймал - тем быстрее яйца начинают скатываться. Если счет игры достигал 200 или 500, полученные до этого штрафные очки исчезали. Также было предусмотрено два варианта игры: А и Б - при игре А яйца одновременно скатывались из трех лотков, при игре Б - из четырех.

Согласно распространенному мифу, при достижении 1000 очков игра показывала мультфильм «Ну, погоди!». Но на самом деле, конечно же, никакого мульта не было. Кроме Северодонецка, игру производили на семи заводах. Ее начали продавать в розницу по цене в 25 рублей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Электродвигатель Черногорова

В Северодонецке академик украинской академии наук Анатолий Черногоров в начале 2010-х продемонстрировал новый электродвигатель, идея которого зародилась у него еще в 1964 году. Электроприбор был создан благодаря новой теории электромагнитной силовой линии.

По словам самого Черногорова, устройство полностью необратное. Не может быть генератором, ведь не производит электрического тока.

Анатолий Черногоров ( справа) Фото из открытых источников
Анатолий Черногоров ( справа) Фото из открытых источников

Собирали изобретение в ремонтных боксах Северодонецкого троллейбусного управления. Необходимую площадь и устройства предоставил директор троллейбусного управления Валерий Брынза. Его заинтересовала идея такого энергоемкого и мощного электродвигателя, который можно применить и для работы троллейбусов.

Двигатель работал на малом напряжении и рассчитан на нагрузку в 2,2 киловатта. Однако мгновенная мощность его достигала 15 киловатт. Как уверял изобретатель, если поставить двигатель на машину среднего класса, то он сможет разогнать ее до 200 километров в час.

Способ укладки асфальта от Вадима Любченко

Над новой технологией ремонта дорог северодончанин Вадим Любченко задумался, наблюдая летом за следами от каблуков женских туфель на размягченном солнцепеком асфальте. Как рассказывал журналистам сам Любченко, "если асфальт имеет особенность плавиться от высокой температуры, то почему бы впереди катка не поставить горелку, которая бы разогревала этот асфальт, а каток тут же его разравнивал". Когда остался без работы и появилось свободное время, Любченко вернулся к своей идее. Как-то принес домой кусок старого асфальта, положил его на обычную кухонную сковородку и начал «поджаривать». Через пару минут открыл крышку, взял в руки разогретое содержимое, а оно рассыпалось. Вадим скрепил массу в шар, поднес под холодную воду — и она быстро остыла, став очень крепкой. 

В Интернете нашел Вадим информацию о переработке старого асфальта, купил специальную технику и начать ремонтировать городские дороги. Он написал свой проект, защитил его и получил международную помощь.

северодонецк изобретения,история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
1424 просмотра в декабре
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии