• Головна
  • Северодонецку 86! Как зарождался город
16:01, 21 травня 2020 р.

Северодонецку 86! Как зарождался город

Северодонецку 86! Как зарождался город

Северодонецку 86! На протяжении всей истории Северодонецк являлся городом, привлекательным для жизни. Летом здесь много зелени, цветов, и даже трудно поверить, что 86 лет назад здесь не было ничего, кроме песков и перекати-поля. Теперь здесь стоит современный город, который развивается, приближаясь к европейским стандартам. Северодончане влюблены в свой город и считают его жемчужиной Донбасса. Старая часть привлекает небольшими 4 этажными уютными домами, которые утопают в зелени. Для новой части города характерны современные строения, прямые и широкие улицы и проспекты, просторные площади, многочисленные скверы.

Северодонецк — город уникальный. Залогом его уникальности являются, конечно же, сами северодончане, их высокий интеллектуальный и трудовой потенциал, их патриотизм. Северодончане гордятся своим прошлым, имеют достойное настоящее, уверены в славном будущем своего города. Но хорошо ли вы знаете как зарождался Северодонецк? Если нет, то сегодня вы узнаете немного больше.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-1

Ноябрь 1921. В соседнем Лисичанске, который, по сути, можно назвать "праотцом" Северодонецка, был создан государственный трест "Химуголь". Научно-исследовательские работы трест начал с изучения возможности использования больших залежей каменного угля в качестве химического сырья. Нужно было прежде всего узнать, можно ли из угля получить кокс, так как лишь коксующийся уголь годен для данной цели.

Положительное решение этой задачи открывало возможность создания в Лисичанском промышленном районе крупного центра азотно-туковой промышленности, сырьем для которой должны служить получаемый из каменного угля кокс и из воздуха азот. Решение открывало и другую не менее важную возможность: в процессе коксования угля из него выделяется много других веществ, употребляемых для производства, к примеру, целой гаммы красок, лекарственных препаратов и взрывчатки.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-2

Местом для проведения опытов был избран Донецкий содовый завод. Однако, осуществить эту идею тогда не удалось. Уже первые опыты показали, что лисичанский каменный уголь по каким-то причинам не коксуется. Как позже выяснилось, такие выводы оказались ошибочными. Это доказал в начале 1930 года Всесоюзный химический научно-исследовательский институт. Опыты показали, что каменный уголь при определенных условиях дает приличного качества кокс, на котором можно базировать идею создания азотно-тукового производства. 

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-3

Состоявшаяся в Харькове с 3 по 7 февраля 1932 года конференция отметила огромное значение этого вопроса. Выступая на конференции, главный инженер строительного управления Зелигман сообщил, что предлагаемый комбинат намечается разместить на двух площадках: на одной - ТЭЦ мощностью 108 тысяч киловатт по коксованию и азотнотуковому производству - между Рубежанским химкомбинатом и станцией Володино, на другой - содово-нашатырное производство на левом берегу Северского Донца, напротив "Донсоды". Обе части комбината должен соединить 14-километровый трубо и газопровод для подачи на содово-нашатырное производство сырья, то есть аммиака и углекислого газа.

Конференция решительно высказалась за то, что будущий комбинат независимо от количества конечной выпускаемой продукции, должен размещаться на одной площадке. Было отмечено, что Лисичанский промышленный район имеет такие природные ресурсы, которые могут обеспечить бесперебойную работу не только будущего комбината, но и уже действующих в районе предприятий. 

После Харьковской конференции решение лисичанской проблемы по созданию крупного центра по выпуску азотных удобрений перешло в непосредственное подчинение наркомату тяжелой промышленности СССР. С началом опытно-исследовательских работ Наркомтяжпром развернул среди ученых и инженеров дискуссию по вопросу выбора наиболее подходящего места для строительства предприятия и создания невдалеке от него благоустроенного поселка строителей и эксплуатационников, который бы по мере развития комбината превратился в новый городок.

Конец дискуссии был положен осенью 1932 года. И на стене небольшого одноэтажного дома, стоявшего на улице Интернациональной Лисичанска, появилась вывеска "Управление строительства Лисичанского азотно-тукового завода".  С появлением управления строительства начало жить слово "Лисхимстрой" - так вначале называли Северодонецк. 

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-4

Согласно проектному заданию мощность Лисичанского азотно-тукового завода (ЛАТЗ) была установлена небольшая - 108 тысяч тонн аммиака в год. В основу решения о строительстве небольшого Лисичанского АТЗ было положено соображение использовать его в качестве опытно-промышленного предприятия для отработки всех необходимых данных для проектирования. В случае, если эти данные получат раньше, необходимость в строительстве небольшого ЛАТЗ отпадает и можно будет сразу приступить к проектированию и строительству крупного азотно-тукового комбината.

В конце весны 1933 года управление строительства Лисичанского АТЗ приступило к созданию первого прорабского участка на левом берегу Донца. Место для него было выбрано восточнее села Новосиротино, а потому назвали его поселок Восточный. Полевой штаб стройки располагался в нескольких бараках. В одном из них размещалась контора прораба и плотницко-столярная мастерская. В двух других, оборудованных нарами, жили строители. Поодаль - столовая, кузница, конюшня, воловник и гараж на две автомашины, имевшихся на стройке. Все это было сооружено из кустарника краснотала и камыша, росших в изобилии по берегам Боровой.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-5

31 августа 1933 года управление строительства Лисичанского АТЗ заключило с Государственным институтом проектирования предприятий азотной промышленности - "Гипроазотом" договор на проектирование предприятия. После заключения этого договора началась подготовка к строительству первых трех капитальных объектов: деревянного моста через Северский Донец, шоссейной дороги, связывающей пустырь за селом Новосиротино с Лисичанском, и железной дороги от строительной площадки до станции Рубежная.

Первая пилорама на стройке появилась в конце 1935 года. Основными транспортными средствами на стройке были лошади, волы. Автомашины применялись в основном на длинные поездки снабженцев.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-6

В конце января 1934 года Наркомтяжпром поручил вести строительство Лисичанского АТЗ Харьковскому тресту "Индустрой". От этого строительного управления на "Лисхимстрое" был образован строительный участок. Куратором от "Лисхимстроя" по приему работ, выполненных подрядчиком, был назначен Макс Старобинец - молодой инженер, прибывший на стройку в октябре 1933 года.

В середине марта 1934 года на "Лисхимстрой" прибыла группа молодых инженеров-химиков. Среди них был Илья Барский, Эмма  Хурина и Ошер Касевич. Десятки и десятки специалистов перебывали на стройке. Многие из них долго здесь не задерживались. Кто уходил на повышение, кто, не выдержав многочисленные неурядицы, уезжал на благополучные стройки.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-7

Основные силы строителей были брошены на сооружение шоссейной дороги и железнодорожной ветки. Одновременно на песчаной равнине началось сооружение бараков, которые располагались там, где нынче на улице Богдана Лищины стоят дома № 9 и 11. Столовая строилась напротив этих бараков через дорогу. Эти строения не были капитальными. Их конструировали из кустарника и камыша, обмазав глиной и побелив.

В последних числах апреля в бараках поселились строители. В одном холостяки, в других семейные. В канун 1-го Мая 1934 года жители бараков вывесили лозунги и флаги. На длинных жердях подняли большую пятиконечную звезду, обтянутую красной материей. В середину звезды поставили фонарь "Летучая мышь". Когда стемнело, эта звезда красным светом известила жителей Лисичанска и округи о том, что на песчаном пустыре началась новая жизнь.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-8

После первомайского праздника живее пошло строительство барачного городка. Стеновым материалом для них служили шлакоблоки, доставляемые из Лисичанска. Весной этого года в поселке заложены первые двухэтажные дома.

В июле 1934 года на стройку пришла весть о том, что Совнарком СССР во изменение прежнего решения о строительстве небольшого завода принял "Постановление о строительстве азотно-тукового комбината". В соответствии с этим постановлением менялись мощность перерабатывающих аммиак цехов и ассортимент выпускаемой продукции. Производство синтеза аммиака переводилось с давления 300 атмосфер на 850.

Особое внимание было обращено на создание жилого фонда. Решено к концу 1934 года закончить девять бараков, столовую, кухню, хлебопекарню и первые двухэтажные дома. В это время, для укрепления коллектива стройки, прибывают люди, имеющие строительные специальности. Многие из них возглавили бригады.

Северодонецку 86! Как зарождался город, фото-9

В конце августа лисхимстроевцы переживали свою первую радость: они закончили строительство шоссейной дороги, которая соединила строительную площадку с Лисичанском. По этой дороге право первым проехать на автомашине и перерезать красную ленту было предоставлено лучшей бригаде мостовщиков Алексея Попкова. За первой радостью последовала другая: было закончено строительство пяти шлакоблочных бараков, столовой, хлебопекарни, а также первого капитального двухэтажного дома. Этот дом и ныне стоит на улице Богдана Лищины под № 5. 

Вечером 6 ноября 1934 года впервые загорелись в поселке электролампочки. Засияла и красная звезда, установленная на двухэтажном доме. Лисхимстроевцы приступили к сооружению целого ряда объектов: деревообрабатывающего завода, капитального деревянного моста через Северский Донец и других.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история #город #зарождение #северодонецк
Високі оцінки користувачів за Достоверность
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...