С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, Антон Малиновский

Международным днем борьбы за права инвалидов традиционно считается 5 мая. В этот день в 1992 году люди с особыми потребностями из 17 стран мира одновременно выступили против дискриминации инвалидов.

Следует отметить, что плохое "наследство" было оставлено нам еще с советских времен: тогда общественность считала, что об инвалидах заботится государство, но государство было не в состоянии обеспечить даже надлежащий уровень социальной защиты. Политика в отношении инвалидов была преимущественно пассивной – материальная поддержка, государственные пенсии, возможность работать на специализированных предприятиях организаций инвалидов. Лица с ограниченными возможностями были лишены доступа ко многим социальным благам наравне со здоровыми людьми.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-1

В Северодонецке на улицах не часто увидишь людей с ограниченными возможностями, из-за чего бытует обманчивое мнение, что их в регионе не так много. Но тем не менее северодончане с инвалидностью ежедневно сталкиваются со множеством проблем, отсутствием удобной инфраструктуры, частичным непониманием со стороны аппарата власти и даже осуждением обычных прохожих. Тема жизни инвалидов в нашем городе, как и в регионе в целом, очень актуальна, ведь, как и во многих других сферах нашего бытия, здесь также не обойтись без проблемных вопросов. И хоть материальные выплаты и качество предоставления реабилитационных услуг в регионе в последнее время наладились, вопрос этики все еще остается "ахилесовой пятой" нашего общества: инвалиды до сих пор сталкиваются с пренебрежением, предрассудками и страхами, которые на протяжении истории человечества сдерживали социальное развитие этой категории членов общества и изолировали их от него. Сейчас, по признанию самих людей с особыми физическими потребностями, отношение к ним и со стороны граждан стало значительно лучше. Хотя неотложных проблем остается немало. Рассмотрим самые основные.

Специальные школы

Теоретически ни один законодательный документ не запрещает, скажем, ребенку на коляске учиться в обычной школе. Тем более в последнее время педагогами и воспитателями детских садов практикуется инклюзивное образование. Однако как это осуществить на практике?

Есть много примеров, когда родители хотят отправить ребенка-инвалида в школу по месту жительства, а им взамен выдвигают странные аргументы: как вы, мол, представляете, что ваш ребенок будет учиться среди здоровых детей. Когда со второй-третьей попытки школу все-таки удается найти, то возникает ряд других проблем: сможет ли ребенок беспрепятственно заехать в эту школу, в туалет, класс... К сожалению, нет.

Конечно, существуют и исключения. Скажем, в некоторых школах усилиями многих фондов, граждан и должностных лиц города и области строят пандусы, туалетные комнаты, однако количество этих школ на весь Северодонецк, к сожалению, ограничено.

Другой вопрос – сможет ли обычная учительница построить учебный процесс на индивидуальном подходе к такому ученику. Ведь ребенок может, имея совершенно нормальный интеллект, воспринимать программу средней школы, но писать, скажем, медленнее своих сверстников. Или сможет ли учитель физкультуры предложить программу упражнений для такого ребенка? Ведь высидеть в коляске целый день практически невозможно. Эти вопросы остаются открытыми.

К тому же инвалид - это не только проблемы с ногами. Как, например, помочь незрячему ребенку получить хорошее образование, если в некоторых школах не то, что книг шрифтом Брайля, обычных учебников не хватает...

Если и еще одна проблема. Некоторые люди еще не доросли до европейской толерантности, поэтому многие мамы могут быть против, чтобы их чадо училось с "особым" ребенком.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-2

Высшее образование

И если полное среднее образование можно получить в спецшколах области, после получения аттестата об образовании может стать вопрос: что делать дальше? Чаще всего молодежь с особыми потребностями хочет расти и развиваться, поэтому одной только школы  или "бурсы" может быть мало.

На сегодня ситуация в целом в Украине такова, что обеспечение образования детям-инвалидам находится на достаточно низком уровне, существующие учебные заведения не дают возможности реализовать себя и имеют множество недостатков. Да, они предполагают некоторые льготы на обучение, но их учебные корпуса не приспособлены к потребностям людей с особыми физическими потребностями. Кстати, некоторые ребята с особыми потребностями сами отказываются от льгот, хотят поступать на общих основаниях, поскольку имеют знания и способности, но что делать с архитектурной «барьерностью»?

Добавьте к этому транспортную проблему и неприспособленные общежития…

Поэтому для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата практически доступны только заочная и дистанционная формы обучения, а для людей с проблемами зрения даже библиотеки недоступны.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-3

В советское время студентам с проблемами зрения платили повышенную стипендию, чтобы человек мог нанять себе помощника, который начитывал бы ему учебники и сопровождал во время занятий. Сегодня же незрячим студентам учиться очень непросто. Они покупают диктофоны, пользуются ноутбуками, но государство эти средства, как вспомогательные в обучении, бесплатно не предоставляет. А самостоятельно приобрести их не каждый сможет.

Теоретически человеку с недостатками слуха должны обеспечить переводчика языка жестов, но кто будет платить ему зарплату? Учебное заведение не имеет на это средств, орган социальной защиты, вроде как, не имеет к этому отношения, потому что это система образования. Сейчас такую услугу оплачивает только украинское общество глухих – общественная организация, которая не имеет много денег.

И в Украине, и в регионе это направление недостаточно развито, поэтому целесообразным является изучение и заимствование опыта стран, успешно работающих в данном направлении.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-4

Трудоустройство

Отдельно следует остановиться на проблеме трудоустройства инвалидов. Практика показывает, что привлечение граждан с инвалидностью в сферу труда важно как для государства, так и для них самих, поскольку повышается их жизненный уровень, увеличивается платежеспособность, а также появляется возможность самореализации.

Как известно, государственная поддержка обеспечения прав лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями в Украине осуществляется путем гарантированного трудоустройства, в пределах законодательно установленного норматива рабочих мест. Однако большинство работодателей не спешат брать их на работу. Они скорее заплатят штрафные санкции за невыполнение норматива, чем возьмут на работу инвалида, выделив ему рабочее место. Но чаще всего, это дело ограничивается фиктивным трудоустройством: работодатели берут трудовую книжку, теоретически выполняя квоту, а человеку говорят: "Вы можете сидеть дома, минимальную зарплату мы вам заплатим". Ну, а если кому-то повезет, речь, скорее всего, пойдет о низкооплачиваемой и неквалифицированной работе – сторож, уборщик, кассир, кондуктор.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-5

Стереотипы

Несмотря на определенные усилия со стороны областной и городской власти, в обществе еще мало изменились стереотипы в отношении инвалидов – идея равных прав и предоставление равных возможностей человеку с особыми потребностями еще не является общепризнанной, также мало изменилось отношение к проблемам инвалидов со стороны специалистов – не хватает современных подходов к вопросам социальной защиты инвалидов.

В 90х - начале 2000х "на волнах сарафанного радио" часто можно было услышать, что дети-инвалиды рождаются исключительно у наркоманов и алкоголиков. Время прошло, понимание правды вроде бы пришло, а стереотип остался, мало кто задумывается над тем, что каждый из нас потенциально может стать инвалидом: получив серьезную травму, перенеся инфаркт или инсульт.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-6

Отсутствие подъемников и пандусов

Следует отметить, что и многие государственные учреждения Северодонецка недоступны для людей "в кресле" - где-то только планируют поставить пандус, где-то существует только звонок, чтобы работники ведомства помогли инвалиду подняться. Хотя в большинстве случаев люди с особыми потребностями хотят быть полноценными членами общества, а значит и решать "житейские дела" самостоятельно.

На части магазинов "заезд" присутствует, но часто его "оккупируют" для тренировок скейтеры. В Северодонецке было даже пару случаев, когда предприниматели "закладывали" подобные подъемники, чтобы пресечь "баловство" молодежи.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-7

Кроме инвалидов в Северодонецке живут люди, которые тоже, в той или иной степени, нуждаются в каком-либо элементе доступной среды: пандусе, тротуаре без бордюра, тактильных обозначениях и так далее. Речь идет о пожилых людях, мамах с колясками, больных с временным ограничением физических возможностей, у которых нет инвалидности – к счастью, они пока не подходят под этот статус, однако здоровье уже не то. А если уж копнуть совсем глубоко, то в свободном перемещении по городу заинтересованы абсолютно все. К сожалению, понимание ситуации приходит только в случае, когда при помощи костылей человек не может самостоятельно дойти от подъезда к машине. Для таких людей город разорван на множество кусков, между которыми часто лежат препятствия различной сложности - лестницы, бордюры, неприспособленный транспорт, узкие двери и тротуары, отсутствие пешеходных дорожек и навигации.

Уровень финансовой поддержки людей с инвалидностью также остается достаточно низким. Для большинства людей с ограниченными возможностями уровень пенсий и пособий не дотягивает до фактического прожиточного минимума.

Широкий спектр проблем инвалидов в Северодонецке свидетельствует о необходимости усиленного и комплексного внимания со стороны государства и общества. Нам необходимо делать все возможное для изменения негативных стереотипов и отношения к людям с особыми физическими потребностями, ведь, как правило, обычный день для нас – просто быт, а для них – подарок судьбы, борьба за выживание.

Нужна социализации людей с инвалидностью. А для этого необходимо детально проанализировать и изучить, каким образом возможно улучшить качество жизни лиц с ограниченными функциональными возможностями. Стоит отказаться от отношения к инвалидам как к «ущербным» людям и формировать отношение к ним как к людям с особыми дополнительными потребностями. То есть относиться к ним так, как сегодня относятся в европейских странах.

Организовать лифты и возможность для них передвигаться повсюду, как за границей

Устраивать конкурсы и соревнования для людей с ограниченными возможностями, чтобы они знали, что все люди равны

Давать инвалидам рабочие места (по мере их возможностей)

Не смотреть на них, как мы обычно смотрим: как на изгоев

Их нужно поддерживать и помогать. И порой обычное "помыть посуду" или даже "прогуляться по городу" может быть для людей с особыми потребностями настоящим счастьем.

С какими проблемами сталкиваются люди с особыми потребностями в Северодонецке, фото-8
особые потребности инвалидность проблемы северодонецк
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
128 просмотров в апреле
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии