Мэры и депутаты местных советов: кто и чем будет заниматься на Луганщине

25 октября жители Луганской области впервые выбрали депутатов в советы всех уровней от общин – депутатов сельских, поселковых, районных и городских советов, сельских, поселковых, городских голов. 

Напомним, в Северодонецком районе выборы в местные советы и на должности городских голов были отменены в Попаснянской, Горской, Лисичанской и Северодонецкой громадах. Выборы в местные советы прошли в двух из шести громадах Северодонецкого района — Кременской и Рубежанской. По результатам выборов, четыре политические силы преодолели проходной барьер на выборах и получили места в новосозданном Северодонецком районном совете.

«Оппозиционная платформа — За жизнь» — 41,77% (получила 24 мандата), «Наш край» — 35,83% (21 мандат), «Слуга народа» — 6,78% (5 мандатов), «Оппозиционный блок» — 5,08% (4 мандата).

«Европейская солидарность», «Батьківщина» и «За майбутнє» набрать необходимые 5% не смогли.

Должностей много, и запутаться в них легко. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться какие полномочия, права и обязанности у каждого из этих лиц, а также у советов всех уровней.

Городской голова (мэр)

Это главное должностное лицо города. Избирается путем тайного голосования сроком на пять лет в порядке, определенном законом. Мэр возглавляет исполнительный комитет соответствующего городского совета и председательствует на его заседаниях.

Он не может быть депутатом любого совета, совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах, заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской судейской практики ) или предпринимательской деятельностью.

Мэр организует работу городского совета и его исполнительного комитета, подписывает принятые ими решения, вносит на рассмотрение совета кадровые предложения, осуществляет руководство аппаратом совета и его исполнительного комитета, созывает сессии совета, вносит предложения и формирует повестку дня сессий, а также председательствует на пленарных заседаниях. А также является распорядителем бюджетных средств, которые могут использоваться только по назначению, определенному советом, ведет личный прием граждан, обеспечивает соблюдение законодательства, издает распоряжения в пределах своих полномочий.

Ознакомиться с расширенным списком полномочий, за которые мэр несет персональную ответственность, можно по ссылке.

Стоит отметить, что аналогичными полномочиями наделены также сельские и поселковые головы.

В том числе они, как и мэры, являются подотчетными, подконтрольными и ответственными перед территориальной общиной и соответствующим советом.

Подобные полномочия есть и у глав военно-гражданских администраций городов. Основная функция этих администраций – обеспечение нормальной работы власти на местах на определенных территориях, которые находятся вблизи зоны боевых действий. Глава ВГА обеспечивает охрану общественного порядка, поэтому таким администрациям переданы некоторые функции силовых ведомств.

Городской, поселковый и сельский советы

Городской, поселковый и сельский советы – это органы местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления.

И городской, и поселковый, и сельский советы имеют подотчетные им исполнительные органы. Последние наделены рядом полномочий, например, в сферах управления коммунальной собственностью и регулирования земельных отношений,в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи и др.

В то же время к компетенции городского, поселкового и сельского совета принадлежат следующие вопросы: утверждение плана работы совета и заслушивание отчета о его выполнении, решение о проведении местного референдума и решений, касающихся его организации и проведения, рассмотрение прогноза местного бюджета, его утверждение, внесение изменений в него, утверждение местных градостроительных программ, генеральных планов застройки, другой градостроительной документации и другие.

Областные и районные советы

Эти органы местного самоуправления представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных законодательством, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

Кроме этого, областные и районные советы могут принимать решения: по вопросам борьбы со стихийным бедствием и эпидемиями об отнесении лесов к категории защитности, об осуществлении местных заимствований и предоставления местных гарантий в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Депутаты советов всех уровней

Советы всех уровней – сельского, поселкового, городского, районного, областного – состоят из депутатов, которые избираются жителями соответствующего населенного пункта, района или области. Депутат представляет интересы всей территориальной общины, несет обязанности перед избирателями, советом и его органами, выполняет их поручения. Он обязан участвовать в работе сессий совета, заседаний постоянной и других комиссий совета, в состав которых он избран.

Депутат имеет право: решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на сессиях совета, обратиться с запросом к руководителям совета и его органов, сельского, поселкового, городского головы, руководителей органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории, а депутат городского, районного, областного совета – также к председателю местной государственной администрации по вопросам, отнесенным к ведению совета, ознакомиться с любыми официальными документами, которые хранятся в соответствующих органах местного самоуправления, и делать выписки, копирование этих документов.

Если в течение года депутат пропустит большую часть пленарных заседаний совета или постоянной комиссии, не будет выполнять без уважительных причин решения и поручения совета, то последний может обратиться к избирателям с предложением об его отзыве.

Депутаты сельского, поселкового, городского, советов не могут входить в исполнительный комитет соответствующего совета.